47-й Фестиваль польского художественного кино в Гдыне вошел в историю. Кроме заслуженных «Золотых львов» при «Молчаливых близнецах» Агнешки Смочинской, вспомним серию непонятных вердиктов жюри, которые вредят большим фильмам. Прежде всего, речь идет о полном умолчании одного из самых красивых названий гдынского события – дебюта «Хлеб и соль» Дамьяна Коцура или трясных наград, в частности за режиссуру, «Орел. Последний патруль» Яцека Блавута. “, лишен эмоций, пишет обозреватель tvn24.pl Юстина Кобус.

Дорота Замыкала о роли в фильме “Женщина на крыше”TVN24
Вердикты судей в Гдыне могут быть непредсказуемыми, и – кроме самой важной из наград, Золотых львов за лучший фильм – вот что (частично) мы получили в этом году.
Выравненный уровень, выделялись два фильма
Уровень фильмов Основного конкурса в этом году был достаточно равным, но два названия явно превзошли остальные, также в журналистских рейтингах. Я говорю о фильме-победителе Агнешки Смочинской «Молчаливые близнецы» — в производственном (и не только), мировом уровне — и мудром и чрезвычайно зрелом дебюте Дамиана Коцура «Хлеб и соль».
Оба фильма накануне отличились в т.н. Young Gala, где вручаются преимущественно внеуставные награды. Фильм Коцура получил наибольшее количество наград, в том числе Премию журналистов, и считался одним из фаворитов. По единодушному мнению критиков и зрителей, титул, присужденный в Венеции в разделе «Горизонты», сильно пострадал от жюри. В то же время, хоть и рассказывает о том, к чему приводит нетерпимость и сворачивание спирали предубеждений, она не вызывала никаких споров. Не было причин, почему он мог разделить жюри.
Отсутствие какой-либо награды для картины Коцура (даже премии за дебют получила интересная, но гораздо более слабая картина – «Малина») совершенно непонятно. И очень несправедливо.
«Хлеб и соль» Дамиана Коцура больно пострадало от жюриFPFF
Социальная драма, мир фэнтези и мюзикл. «Тихие близнецы»
О живописи Агнешки Смочинской, объединяющей разные жанры и условности, мы писали чуть ли не с самого начала его реализации, которая пришлась на непростое время пандемии. Англоязычный дебют режиссера был одобрительно воспринят в этом году на Каннском кинофестивале. Представленный в конкурсной секции Un Certain Regard, он получил отличные отзывы и дал начало международной карьере режиссера.
Смочинская была известна в Америке ранее благодаря гигантскому успеху Cor dancingu. Ее увидела Андреа Зайгель, сценарист и продюсер «Молчаливых близнецов», искавшая режиссера для своего проекта. И это видно на экране. .
«Тихие близнецы» рассказывает о черных близнецах Джун и Дженнифер Гиббонс, отказавшихся выходить на связь с миром и общавшихся только друг с другом. Между ними была невероятно крепкая связь, «словно один человек в двух телах». Впоследствии близость сестер стала для них токсичной. Попытка развести девушек привела к психическим расстройствам обоих. В подростковом возрасте они совершали умышленные акты вандализма, в результате чего их поместили на 11 лет в печально известную психбольницу Бродмур, разрушившую их эмоциональную жизнь.
Агнешка Смочинская рассказала эту историю с точки зрения сестер, которые со временем стали известны авторами книг и стихов, а также реализованы художники. Это соответствовало их образу мышления и действий. Хотя в этой истории кроме книги есть спектакль и документальный фильм, на сестер так никто раньше не смотрел. И в этом в значительной степени сильная сторона польского кино. Она создала необычную картину, балансирующую на границе между социальным кино и миром фэнтези. Иногда в картине присутствуют элементы мюзикла с песнями, в которых используются тексты, написанные близнецами.
Идеальная постановка Смочинской, идеальный фильм настолько насыщен значениями, что его можно интерпретировать разными способами. Сама режиссер говорит, что хотела, прежде всего, снять фильм о необходимости свободы и близости. «Тихие близнецы» — это исполненное и завершенное произведение, одновременно отличающееся от всех названий, которые мы видели на конкурсах в Гдыне. Оригинальность – еще одна отличительная черта творчества польского режиссера, которая охотно преодолевает жанровые рамки, создавая собственный, все более запоминающийся стиль.
Агнешка Смочинская получила заслуженных «Золотых львов» за картину «Молчаливые близнецы»PAP
Почему бы не фильм Коцура, уважаемые присяжные?
Вторую по значимости награду фестиваля получил фильм Михала Квецинского “Филипп”, экранизация известного романа Леопольда Тирманда, который писатель считал своим лучшим произведением. Квецинский создал картину с уважением к литературному прототипу, трепетно отражая реалии эпохи и создав фильм, хоть и лишенный оригинальности, но определенно удачный. «Филиппа» смотрят с интересом, а в главной роли мы видим замечательного актерского состава, замечательного Эрика Кульма.
Действие начинается в 1941 году в Варшавском гетто. Молодой польский еврей Филипп со своей возлюбленной готовится к выступлению в кабаре. Во время премьеры идет стрельба. Среди прочих погибает Сара. Мы встречаем Филиппа через два года, когда он работает официантом в эксклюзивном отеле во Франкфурте. Он утверждает, что француз. Это циник, который делает все, чтобы выжить и жить в изобилии. Ему это удается, но до времени
Картину Квецинского восприняли в Гдыне благосклонно, но ее длинная, просившая монтажные ножницы, делает ее далекой от совершенства, необходимой для работы, награжденной серебряными львами. Все дело тоже сказано «по-божески», не хватает изысканности, немного изысканности. До «Хлеба-Сили» ему далеко.
Кадр из фильма Михала Квецинского «Филипп»FPFF
Почему жюри оценило его выше неоднозначного фильма «Коцур», который подкупает редкой для дебютанта точностью и зрелостью? Трудно догадаться. Актерская награда для великолепного Шара за роль Филиппа была ожидаемой скорее для фильма, а не для «Серебряных львов».
Скука, сэр, ничего не происходит
Однако хотя фильм Квецинского действительно может нравиться, то совершенно непонятная, с изумлением воспринятая награда за лучшую режиссуру «Орел. Последний патруль». Флагманская работа государственного телевидения, показанная на открытии фестиваля, не только получила очень холодные отзывы, но и значительная часть зрителей покинула зал во время показа. И это, вероятно, говорит само за себя.
Это мог бы быть увлекательный фильм. В нем рассказывается о последней миссии польской подводной лодки ORP Orzeł, поставленной в 1940 году, которая считалась потерянной. Обстоятельства и причины этого события так и не выяснены.
С точки зрения производства, Яцек Блавут, отличный режиссер-документалист, справился с этим безупречно. Особенно мужской аудиторией может поражать борьба корабля с подводными лодками и кораблями противника. Но что если мы прекратим работу фильма? Цвет молодого актерского мастерства от Томаша Зентека до Матеуша Костюкевича не помог. Мы следим за драматическими событиями и нам совершенно безразлично. Никаких эмоций, никаких взаимодействий между героями. Мы смотрим на молодых ребят, чья трагическая судьба известна по истории, и не в состоянии позаботиться об этом.
В этом фильме ничего не работает, нет даже намека на напряжение. Пока не просят процитировать культовый «Круиз»: «Скука… Ничего не происходит, сэр. Ничего. Диалоги плохие… Есть очень плохие диалоги. Нет никакого действия вообще. Ничего не происходит». И ведь жюри фестиваля награждает фильм за лучшую режиссуру, игнорируя искрящуюся эмоциями постановку, которую зрители воспринимают аплодисментами.
Не секрет, что время от времени в конкурсе побеждают лучшие работы – фильмы, книги, спектакли и т.д. Но, может, пора это изменить?
Дорота Помикала получила награду за лучшую женскую роль в фильме Анны ЯдовскойPAP
Творение, которое бывает раз в много лет
Чтобы вытереть слезы, можем утешить себя, что самая безоговорочная фаворитка этого фестиваля Дорота. Замыкала в фильме «Женщина на крыше» ожидаемо получила награду за лучшую женскую роль.
Краковский художник создал творение, которое бывает раз в много лет. Она могла бы успешно конкурировать с лучшими ролями Мэрил Стрип или Фрэнсис Макдорманд, ведь это достижение такого уровня. Актриса уже получила награду на нью-йоркском Tribeca, где среди прочих была и ее соперница Эмма Томпсон.
Жаль, что в других важных категориях вкусы зрителей и критиков так разминулись.
Основной источник фото: PAP