Вы должны подготовиться к тому, что зима может быть тяжелой, – сказал Мариуш Маршалковски из Biznes Alert на TVN24. По мнению эксперта, нам предстоит сложный период «не только потому, что будут высокие цены, но и этого угля во многих местах может не хватать, особенно в самых бедных». Он также отметил, что нет достаточного количества угольных вагонов, которые могли бы перевозить сырье.
Из проекта, включенного в список законодательных работ правительства, следует, что правительство хочет ввести единовременную помощь уголь на сумму 3000 злотых. Прибавку получат хозяйства, где основным источником отопления является печный уголь.
– По сути это уже вторая попытка решить проблемы высоких цен на уголь. Первый – установить максимальную цену за тонну угля, – напомнил эксперт.
Максимальная цена за тонну угля установлена на уровне не выше 996,60 злотых. Это максимальная цена, а это значит, что уголь, предлагаемый потребителям, может быть дешевле. Нормы подразумевают, что по такой цене члены домохозяйств смогут купить максимум 3 тонны угля.
уголь Эксперт по управленческим решениям
Маршалковский отметил, что это решение “не работает”. – Закон формально еще не вступил в силу, но фактически остался в прошлом, – сказал он.
По его словам, проблема закона состоит в том, что “предельная цена установлена вместе с максимальной надбавкой за тонну угля”. – Эта надбавка составила 1073 злотых для импортера. Если сейчас импортер завозит уголь из Роттердама, потому что это основная биржа, и завозит этот уголь более чем на две тысячи злотых, не говоря уже о расходах на транспортировку, хранение этого угля в портах, на складах, то вдруг оказывается, что никто выгодно, потому что это означает субсидирование бизнеса, – объяснил он.
Он отметил, что “в законе была абсурдная норма о том, что это возмещение, эту надбавку импортер получит в следующем году”. – Поэтому сейчас ему пришлось бы заморозить несколько тысяч, сотни тысяч или миллионы в зависимости от масштаба, и у него не было бы денег купить (уголь – ред.). Это означало бы проблему финансовой ликвидности, – сказал он.
Эксперт также сослался на новое правительственное предложение, предусматривающее введение субсидий на покупку угля в размере трех тысяч злотых. – Такой стандартный Ковальский, топящий дом, по сегодняшним ценам сможет купить около одной тонны этого угля. Может, чуть больше, сказал он.
На вопрос, сколько этого хватит, он ответил, что «среднее домохозяйство использует около 4-5 тонн угля за отопительный сезон». – Это 25%, 20% в зависимости от масштаба теплоизоляции данного домохозяйства. Это не так уж много. Глядя на рынок и действующие цены, может быть еще хуже, потому что цены растут, спрос на уголь будет расти. Мы слышали о закупке угля не в мае-июне, а в августе-сентябре. Тогда теоретически цены в прошлые годы были самыми дешевыми, а сейчас я боюсь, что могут возникнуть проблемы с доступностью этого угля, – сказал он.
Проблема, «о которой никто не говорил вслух»
Он обратил внимание на проблему, которая “функционирует с прошлого года, но о ней вслух никто не говорил”. – Это проблема железной дороги, не хватает даже вагонов, которые могли бы возить уголь. Об этой проблеме тепловики сигнализировали в прошлом году, – сказал он. Как подчеркнул он, «PKP Cargo несколько лет назад продала большое количество своих угольных вагонов, потому что уголь должен был устареть, мы больше не должны были сжигать уголь».
“Нужно честно сказать гражданам, что нужно готовиться, зима может быть тяжелой”, – сказал он. По мнению эксперта, нам предстоит сложный период «не только потому, что будут высокие цены, но и этого угля во многих местах может не хватать, особенно в самых бедных».
Основной источник фото: Shutterstock