За первую неделю действия новых норм заемщики подали около 550 жалоб на предоставление банками кредитных каникул, сообщили в Управлении по конкуренции и защите прав потребителей (УОКиК). Как отмечено, в результате действий Офиса некоторые банки “изменили невыгодную для потребителей практику”. Он предусматривает возможность приостановки погашения рассрочки в любой период.
Президент UOKiK Томаш Хрестный отметил, что поступившие в Офис жалобы «главным образом касаются проблем с электронной подачей заявлений, требованием банков подавать несколько отдельных заявлений для приостановления каждого взноса, пугают потребителей негативным влиянием кредитных каникул на оценка кредитоспособности или препятствование переплате по кредитам. в случае приостановки выплат».
“Мы очень серьезно относимся к каждой жалобе. Мы мониторим рынок, включая информацию, которая появляется на веб-сайтах банков. Если мы замечаем какие-либо нарушения, мы немедленно просим банки объяснить и изменить спорную практику”, – заверил Крестный, цитируемый в пресс-релизе.
«Мы видим изменение некоторых практик со стороны банковского сектора»
В пятницу, 29 июля, вступил в силу закон о краудфандинге для бизнеса и помощь заемщикам, вводящий кредитные каникулы. Как напоминается в сообщении, президент UOKiK встретился с представителями 17 банков накануне вступления в силу регламента и сообщил, что процесс подачи заявки на кредитные каникулы должен соответствовать Закону, а банки должны упростить его, чтобы потребители могли воспользоваться ими.
Сообщалось, что во время встречи президент UOKiK отметил, что обязательство банка – предоставление клиенту одной заявки на все периоды отпуска. Он также отметил, что недопустимо говорить о том, что использование кредитных каникул может негативно отразиться на оценке кредитоспособности, – добавил он.
“Мы замечаем как огромный интерес потребителей к кредитным каникулам, так и изменение некоторых практик со стороны банковского сектора. Информация о возможности воспользоваться кредитными каникулами появилась на сайтах всех опрошенных банков. Все больше банков позволить потребителям приостановить восемь рассрочок по одному заявлению, в установленные сроки и на условиях, соответствующих положениям закона, действующему с 29 июля”, – отметил Хрестный.
“Продолжаем действия по устранению нарушений коллективных интересов потребителей, в том числе в результате введения потребителей в заблуждение. Призываем банки к конструктивности и оперативному устранению нарушений в процессе предоставления отпусков”, – добавил он.
Кредитные каникулы – жалобы потребителей
В сообщении УОКиК указал проблемы, о которых сообщают потребители в своих жалобах. Идет, среди прочих банки требуют подавать отдельную заявку на приостановление каждого взноса, а клиент решает, хочет ли он подать заявку на кредитные каникулы на все 8 возможных периодов одновременно, или будет ли это делать последовательно в отдельных заявках.
Офис сообщил, что первоначально многие банки незаконно требовали отдельной заявки для каждого взноса или каждого квартала. “Пока после вмешательства Офиса 11 из 17 опрошенных банков позволяют подавать заявки на любой срок”, – говорится в сообщении.
Еще одной проблемой является усложнение подачи бумажной заявки в ситуации, когда потребитель имеет электронный банкинг или не принимает заявки, отправленные по почте.
В УОКиК также указали, что согласно положениям рассрочка приостанавливается даже тогда, когда рассрочка наступает. В результате, если, например, утром банк забрал рассрочку, а вечером потребитель подал заявку в электронном банкинге, «банк должен вернуть ему деньги». В то же время банки применяли требование подавать заявление не позже предшествующего установленному сроку дня, отметили в ведомстве. Другая проблема состоит в том, что некоторые банки угрожают, что использование кредитных каникул может привести к трудностям с получением финансирования в будущем, а также от других финансовых учреждений.
Кроме того, согласно положениям, воспользоваться кредитными каникулами можно бесплатно. В то же время, потребители сообщают в УОКиК, что получили график погашения, в котором проценты в последующие месяцы после приостановки значительно выше, чем до или после отпуска, банк планирует начислять только проценты.
Также в Офис поступают имеющиеся сигналы, через которые потребителям трудно переплачивать. К примеру, потребителей в отделениях банков некорректно информируют о невозможности переплаты в период приостановки погашения кредита. Кроме того, один из банков добавляет в основную сумму долга отложенные проценты. UOKiK сообщил, что обратился за разъяснениями к банкам.
Как читаем в сообщении, в настоящее время разъяснительные производства находятся в 17 банках: Alior Bank, Bank Handlowy в Варшаве, Bank Millennium, Bank Ochrony Środowiska, Bank Pocztowy, Bank Polska Kasa Opieki, Bank Polskiej Spółdzielczości (BPS Group), BNP Pari , Credit Agricole Bank Polska, Getin Noble Bank, ING Bank Śląski, mBank, Pekao Bank Hipoteczny, PKO Bank Hipoteczny, Powszechna Kasa Oszczędności Bank Polski, Santander Bank Polska, SG Bank.
Основной источник фото: Shutterstock