Глава партии «Гражданская платформа» Дональд Туск встретился в Николове с жителями, протестующими против строительства Центрального коммуникационного порта. – С людьми всегда можно и нужно говорить, учитывать их интересы, когда есть инвестиции, нуждающиеся в отчуждении, – подчеркнул он. Он также сообщил, что, несмотря на протесты, закон об экспроприации будет принят в Сейме, Гражданская коалиция намерена добиться его отклонения в Сенате.
Во вторник глава PO Дональд Туск пообщался с жителями Мокре – района Миколува (Шленское), через который должна пройти скоростная железная дорога, которая соединит чешскую Остраву с Катовице, а затем со STH. Жители, которых собираются выселить из домов, уже многие месяцы протестуют против запланированного маршрута.
Встреча Туска с жителями состоялась на ферме Штефана Гурного, семья которого проживает уже несколько поколений, занимаясь сельским хозяйством. Фермер, по которому должна пройти железная дорога, разводит около 120 дойных коров и владеет 80 га сельскохозяйственных угодий и соответствующей инфраструктуры. В Мокре также ценен в естественном отношении ботанический сад.
– Вместо того, чтобы жить спокойно, мы должны наблюдать за происходящим, потому что они ходят, сначала интересуются местностью, потом что-то рисуют, потом с ними трудно говорить, потому что они бегут. Это ведь наша родина, – пожаловалась одна из жительниц.
Туск: интересы человека можно и нужно учитывать
– Вы не можете позволить себе инвестицию, построенную на человеческом вреде, – подчеркнул Туск. – С людьми всегда можно и нужно говорить, учитывать их интересы, когда есть инвестиции, нуждающиеся в отчуждении, – отметил он. Он напомнил о мнениях экспертов, согласно которым строительство СТГ и линий, ведущих к нему по всей Польше, может привести к экспроприации около 20 тыс. человек, а это косвенно повлияет на до 200 тыс. человек.
Он напомнил, что вскоре в Сейме должны пройти так называемые публичные слушания по этому вопросу – это будет возможность для протестующих кругов представить все доводы. – Я бы очень хотел (…), чтобы этот голос наконец дошел до тех, кто планирует быстро и насильно принимать закон об экспроприации. Подумайте, прежде чем делать людям больно (…), вы не можете на этом построить ничего значимого, – утверждал Туск.
Если, несмотря на протесты, закон об экспроприации будет принят в Сейме, KO намерено добиться его отклонения в Сенате. – Мы обязательно отклоним это в Сенате, здесь я имею слово, – заверил глава ПО. – В Сенате мы однозначно отклоним этот закон об экспроприации. Если она вернется в Сейма, но настойчиво проголосует, мы попытаемся убедить президента Дуду (наложить вето – ред.), – сказал он, обращаясь к жителям Миколув-Мокре.
«Памятник наглости и невежеству»
Туск назвал проект строительства ГПК “памятником наглости и невежества”. Он сообщил, что в случае победы оппозиции на выборах намерен провести скорый аудит целесообразности этой инвестиции. – Одним из первых решений будет все равно остановиться и проверить смысл этой инвестиции, – сказал он. – Кто что украл, какие там бизнесы закопаны, почему они упорно идут на такой глупо и такой буйный проект, – отметил он. По его словам, верным направлением развития аэропортов является поддержка региональных аэропортов.
Заместитель министра финансов и региональной политики, уполномоченный правительства по вопросам Центрального коммуникационного порта Марчин Хорала сослался на комментарии Туска в Twitter. «Знайте, что Дональд Туск лжет, открыв рот. В Николае он сосредоточился на якобы «вреде» людей, которые будут экспроприированы. В то же время, оппозиция препятствует закону в Сейме, который гарантирует компенсацию в размере 120 -140% от рыночной стоимости недвижимости таким людям”, – написал он.
В мае этого года заместитель министра Горала объявил в Катовице, что заявка на экологическое решение для новой железнодорожной линии, которая должна соединить Катовице с Островом, должна быть подана в этом году, а начало строительства запланировано на 2025 год. майской встречи в Катовице Горала выразил убеждение, что во время продолжающихся консультаций удастся найти наиболее оптимальный вариант маршрута линии.
Планируемая линия должна быть частью высокоскоростной железнодорожной системы, созданной, в частности, с целью подключения будущего центрального коммуникационного порта. Жители некоторых муниципалитетов, в том числе Миколув и Червенки-Лещин, а также некоторые представители местных властей из районов, через которые пройдет железная дорога, протестуют против четырех вариантов маршрута, предложенных для обсуждения.
Жители сомневаются в смысле инвестиций
Во время встречи во вторник жители Миколува-Мокре подвергли сомнению как сам смысл инвестиций, которые должны были привести к их экспроприации, так и предложенные правила экспроприации. – Если государство решит выгнать нас из домов, переселить куда-то, оно должно предоставить нам возможность вернуть имущество, которого мы лишили, – сказал один из жителей Войцех Валенга. Другие жители, а также владельцы местных предприятий подсчитали свой потенциальный ущерб от возможного отчуждения.
Линия, соединяющая Катовице с Островом, должна стать частью европейского транспортного коридора. Дополнительным преимуществом, по мнению представителей STH, является железнодорожное сообщение Ястшембя-Здруя, единственного крупного города в Польше, не имеющего сегодня доступа к пассажирскому сообщению.
Сейчас ведутся работы по технико-экономическому и экологическому исследованию проекта. Позже каждый из четырех возможных прогонов линий или созданный на их основе вариант будет оцениваться по многим критериям – в том числе по т.н. социальный фактор, т.е. масштабы необходимых экспроприаций, а также влияние на окружающую среду.
Акция протеста перед штаб-квартирой Центрального коммуникационного порта. «Я всю жизнь провел в своей коммуне, а теперь меня выгнали»
Центральный коммуникационный порт является планируемым пересадочным узлом между Варшавой и Лодзью, который должен интегрировать воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт. В его рамках около трех тысяч гектаров планируется построить аэропорт «Солидарность», который на первом этапе должен обслуживать 45 миллионов пассажиров ежегодно. Строительство КПК предполагается вместе с осуществлением необходимых соединений с компонентами железнодорожной и автомобильной сети.
Основной источник фото: ПАП / Томаш Виктор