Я этого совершенно не понимаю. Мы продаем треть, думаю, половину большого НПЗ. И как здесь можно сотрудничать? – сказал Давид Чопек, управляющий директор Polaris FIZ, в эфире TVN24 BiS, имея в виду слияние Orlen и Lotos. Эксперт оценил решение как “абсурдное”. Он подчеркнул, что “нельзя сказать, что есть безосновательные” слухи о том, что за Saudi Aramco может стоять Россия.
На вопрос, что это решение означает для потребителей, он ответил, что “сначала не очень”. – В определенной перспективе на польском рынке появятся новые АЗС, известные клиентам, посещающим Южную Европу, то есть станции MOL. Возможно, также будет большая конкуренция со стороны выходящего на этот рынок субъекта, то есть Saudi Aramco, – сказал он.
Слияние Orlen и Lotos. «Это совершенно непонятно»
Суппозиторию также попросили сослаться на мнение экспертов о том, что Lotos продает свой нефтеперерабатывающий завод Saudi Aramco за бесценок. – Да, действительно. Если мы посмотрим сколько Saudi Aramco заплатит за эту часть НПЗ, то есть 30 процентов. акций и право на 50 проц. важнейшие продукты, то есть бензин и дизельное топливо, цена в один миллиард злотых выглядит очень низкой. Прогнозы аналитиков на второй квартал этого года указывают на то, что вся группа Lotos может заработать до четырех миллиардов злотых, большая часть которых будет составлять прибыль от нефтеперерабатывающих заводов. С этой точки зрения, именно Saudi Aramco покупает нефтеперерабатывающий завод в Гданьске за финансовый результат нескольких месяцев, – пояснил он.
Он признался, что ему очень интересно, в чем смысл бизнес-операции. – Я совершенно не понимаю этого смысла. Для меня нет смысла, нет смысла спорить, что Lotus не выживет один. Он генерирует большой денежный поток, он является одним из лучших нефтеперерабатывающих заводов в мире, некоторые говорят, что он самый лучший в мире, сказал он. – Впереди нефтеперерабатывающие заводы очень хороший период из-за того, что значительная часть производства или импорта топлива в мире поступала из стран бывшего СССР, в основном из России (…). То, что вы иногда сообщаете об этих рекордных маржах нефтепереработки, является сигналом того, насколько хорошо обстоят дела в нефтеперерабатывающем бизнесе. Поэтому, с моей точки зрения, это совершенно непонятное объединение, – сказал он.
«Им никто не запрещал сотрудничать»
Он добавил, что “компаниям Lotos и Orlen не запрещали сотрудничать”. – Никто не запрещал вместе инвестировать в ВЭС, вместе покупать топливо, делать другие инвестиции. Связь совершенно ненужная и, с моей точки зрения, вредная и для нашей страны, – оценил он. – С точки зрения Минфина, на сегодняшний день, то есть до момента слияния, у Минфина есть две компании, которые имеют сто процентов нефтеперерабатывающих активов в нашей стране. Следовательно, они влияют на происходящее с топливом, они влияют на решения на нефтеперерабатывающих заводах. После того, как Saudi Aramco будет принято, а некоторые говорят, что Саудовская Аравия может стоять за нефтеперерабатывающим заводом, Саудовская Аравия получит важный пакет прав управления, по крайней мере, как указано Европейской комиссией в своих контрмерах. Это значит, что решениями и продуктами придется с кем-то делиться. Мне как владельцу эта точка зрения неясна. (…) Еще раз подчеркну, с моей точки зрения это абсурдное решение, – подчеркнул он.
Эксперт вспомнил об обеспокоенности связями компаний, которые должны быть допущены в Польшу. – Даже бывший президент группы Lotos прямо говорит, что за Saudi Aramco стоят россияне. Мы знаем, что Saudi Aramco сотрудничает с Россией, а также в рамках ОПЕК+, саудовцы одобрительно оценивают такое сотрудничество. Мы также знаем, что саудовцы все больше импортируют готовую продукцию из России. Недавно одно из агентств заявило о рекордном импорте печного топлива для питания энергетической части Саудовской Аравии. Это, конечно, догадки, здесь никто в этом не уверен, но когда мы смотрим на ситуацию в мире, нельзя сказать, что они неоправданны, – подчеркнул он.
Слияние Orlen и Lotos все ближе
Акционеры Lotos поддержали слияние компании с PKN Orlen во время внеочередного общего собрания в среду. На соответствующее постановление дали 98,89 проц. голосов. За решение внеочередного собрания о слиянии с PKN Orlen проголосовали 150 784 838, против – 706 659, воздержались 985 494 голоса.
Согласно постановлению, слияние Grupa Lotos с PKN Orlen должно быть осуществлено путем передачи всех активов гданьской компании, всех активов и обязательств в PKN Orlen в обмен на акции, которые концерн Плоцк выпустит в соответствии с положениями план слияния.
Ранее, 12 января этого года, согласно требованиям Европейской комиссии, PKN Orlen представила планируемые корректирующие мероприятия в связи с приобретением Grupa Lotos. Было сообщено, в частности, затем венгерская MOL приобретет 417 АЗС сети Lotos Group в Польше, а PKN Orlen приобретет у MOL 144 АЗС в Венгрии и 41 АЗС в Словакии. Unimot приобретет логистическую зону топлива и асфальта под Lotos Terminale. Тем временем Lotos Biopaliwa приобретет Rossi Biofuel.
Бывшие министры экономики четко выразили свое возражение против такого решения. Они призвали “прекратить процедуры разделения группы LOTOS, выступая за сохранение ее в нынешней интегрированной структуре”. «Отдельно призываем сохранить структуру собственности сети АЗС, конкурирующих с сетью АЗС группы Orlen», – читаем. Письмо подписали бывшие министры промышленности и торговлив том числе: Тадеуш Сирийчик, Генрика Бохнярж, Анджей Липко и Марек Пол. Подписями обращения были также бывшие главы Министерства экономики: Веслав Качмарек, Януш Штайнхофф, Яцек Пехота, Ежи Хауснер, Петр Возняк, Вальдемар Павляк и Януш Пехоцинский.
Основной источник фото: Shutterstock