По данным федеральных служб США, инциденты, связанные с лазерным ослеплением пилотов, стремительно участились. В отчете, опубликованном Управлением правительственной отчетности (GAO), отмечено, что в прошлом году было 9273 таких инцидентов, что на 42 процента больше, чем в 2020 году. Как отмечает GAO, нацеливание лазера на самолет представляет угрозу здоровью пилота, безопасности его пассажиров и людей на земле.
GAO призвало Федеральное управление гражданской авиации (FAA) активизировать усилия по борьбе с этой незаконной практикой.
Существует опасность проектирования лазерных лучей на пролетающие мимо самолеты. По словам наблюдателей, это могло привести к “ослеплению” пилотов и даже к повреждению глаз. Это угроза не только экипажу, но и пассажирам.
Розыск злоумышленников
FAA и правоохранительные органы ранее сотрудничали в межведомственной рабочей группе по лазерной безопасности, но она была распущена в 2015 году. “Мы рекомендовали FAA усилить усилия по сбору и обмену информацией с правоохранительными органами и восстановить рабочую группу”, – говорится в отчете.
Эксперты предупреждают, что таргетинг на самолет с помощью лазера может отвлечь или запутать пилотов и является федеральным преступлением. Наказание для обнаруженных виновных колебалось от $50 до $27 388 и до 51 месяца лишения свободы.
Проблема есть и в Польше
К сожалению, подобные случаи происходят и в Польше. В прошлом году полицейские задержали 38-летнюю девушку из Малопольского воеводства, которая должна была ослепить пилотов военных вертолетов, летевших над гминой Скавина. Ранее о подобных инцидентах сообщали пилоты F-16 с базы в Ласке. Опасный инцидент произошел, когда пилот близился к порогу аэропорта.
– В Ласке был пилот, знавший местность очень хорошо. Поэтому он легко узнал, где был человек с лазером, – говорит майор Михал Колад, пресс-секретарь 32-й тактической авиабазы в Ласке.
Пилот сообщил, что злоумышленник находился примерно в семи километрах от аэропорта. Однако остановить злоумышленника не удалось.
Пороховница
Представители базы в Ласке подчеркивают, что нацеливание на самолеты лазером является «крайне безответственным» и что должны быть строго наказаны.
– Речь идет о создании очень высокой опасности в воздушном движении. Ослепив пилота, мы ставим под угрозу не только его жизнь, но и людей на земле, – отмечает майор Колад.
Он добавляет, что пилоты научены работать в самых сложных условиях, но попадание лазерного луча в глаза, если это не приведет к катастрофе, может навсегда прервать карьеру пилота.
– Ни для кого не секрет, что F-16 – элита среди пилотов. Они не могут иметь недостатки зрения, поэтому чья-то глупая шутка может разрушить многолетнюю упорную работу над истребителями, – добавляет представитель базы в Ласке.
Все, что нужно, это вспышка
Врач-офтальмолог, проф. Ежи Шафлик отметил в интервью tvn24.pl, что лазерный луч может привести к очень серьезным последствиям. – Чтобы хорошо видеть, мы устремляем глаза на источник света. И это в случае с лазером может привести даже к слепоте, – сказал проф. Шкафчик.
Он объяснил, что человеческий глаз похож на фотопленку – в его центре, в макуле, расположены колбочки сетчатки, рецепторы глаза, наиболее чувствительные к свету. Они определяют, как остро мы видим.
– Лазерный луч повреждает суппозитории. Эксперт сказал, что интенсивность лазерного света определяет, насколько поражение терпит глаз и как долго он будет длиться.
Первой реакцией ослепленного лазером организма является вспышка – пилот на короткое время перестает видеть.
– Лазерный свет может привести к макулярному отеку, что снижает остроту зрения и может навсегда ухудшить его. Влияние высокой интенсивности приведет к постоянной слепоте, – сказал Ежи Шафик.
Последствия для пилотов могут быть особенно тяжелыми ночью – когда зрачки глаза расширены, а орган зрения более чувствителен к свету.
Польский закон об авиации предусматривает штраф и лишение свободы от одного до 10 лет, а в особых случаях даже до 12 лет за ослепление экипажа и создание угрозы воздушному движению.
Основной источник фото: Польша в эфире