Фестиваль Лидо на полпути, но до сих пор без фаворита. Он был разочарован, когда вернулся в Мексику в автобиографическом “Бардо” Алехандро Гонсалеса Иньярриту. После неурожайных лет Даррен Аронофски вернулся в форму с пронзительным фильмом «Кит» и замечательной ролью Брендана Фрейзера. Увлеклись ролями Пенелопы Крус в фильме Эмануэле Криалезе «L’immensita» и Кейт Бланшетт в фильме Тодда Филда «Тара».
Хотя 79-й фестиваль в Венеции уже прошел половину пути, он еще не получил названия, которое безоговорочно захватило бы зрителей и критиков. Лучшие рецензии пока получили Даррен Аронофски с удивительным “Китом” и Тодд Филд с фильмом “ТАР”. В обоих случаях критики подчеркивают, что во многом это заслуга исполнителей главных ролей, создавших мастерские творения.
Пенелопа Крус, которая в итальянском фильме L’immensita Эмануэле Криалезе, поражает не меньше, чем в номинированной на Оскар игре последнего Альмодовара, чтобы группа актеров снова ослепила на Лидо.
По случаю ни одного из титулов великих мастеров, присутствующих на конкурсе Lido в этом году, слово «откровение», которое так ждут на кинофестивалях, еще не употреблено.
Автобиографический тренд на Лидо
«Бордо. Фальшивая хроника пригоршни правды» — польское название долгожданного конкурсного фильма в Венеции режиссера Алехандро Г. Инарриту, мексиканца, годами снимающего в Голливуде. Также это первый фильм, который режиссер снял в своей родной Мексике со времен знаменитой Amores Perros. Нетрудно предположить, что он явно автобиографичен.
Однако никаких комплиментов и бурных аплодисментов после показа он не получил – наоборот, не все они дотянули до конца трехчасового показа, а ощущение облегчения после этого доминировало в значительной части отзывов. Питер Брэдшоу из «Guardian» пишет о фильме «чрезвычайно стильный с точки зрения производства, но тяжелый для уноса», а почти все критики обвиняют артиста в чрезмерной самолюбии и чопорности. Другие обвинения включают претенциозность и нехватку последовательности повествования, без чего сложно найти связное произведение. Жаль, ведь сам художник называет картину одной из важнейших в своем творчестве, а поклонники обещанного им магического реализма наточили зубы на Бардо….
Автобиографические темы можно увидеть и в итальянской картине “L’immensita” Эмануэле Криалезе, где Пенелопа Крус, как мать троих детей, находит убежище от одиночества в исключительных отношениях с ними. Действие фильма разворачивается в Риме 1970-х годов. Старшая из детей, Адриана, представляется соседским детям мальчиком, рискуя стать жертвой насмешек со стороны своих младших братьев и сестер. Когда любимый мужчина оказывается агрессором, когда девушка объявляет себя трансгендером. Мать убегает от печальной будни в мир воображения, куда вводит и детей.
Криалез, трансгендер, на конференции признался, что Адриана был им самим в детстве, и в фильме создал историю, вдохновленную собственными воспоминаниями, хотя и с вымышленными нитями. Критики, обдумывая игру Крус и ее потрясающую актерскую игру, называют это «перекрестком Софи Лорен и сиянием солнца» (Screen International).
В свою очередь, в новой картине Тодда Филда ТАР, написанной специально для Кейт Бланшетт (на этот раз не автобиографической), мы акцентируем внимание на теме гениального художника и вопросе о его статусе в современном мире. Режиссер признался, что если бы актриса не согласилась на роль, проект оказался бы в помойке. Филд создала историю вымышленного дирижера – первой в истории женщины, которая дирижировала крупнейшим немецким оркестром, вписавшись в бесконечную дискуссию о положении и привилегиях выдающихся артистов, получивших статус «неприкасаемых» в западной культуре. Название фильма также именем героини, которую сыграла Бланшетт.
Картина сразу завоевала статус оскароносной уверенности, а сама Бланшетт была безоговорочным претендентом на статуэтку (уже седьмую, две из которых уже получили Оскар). Не исключено, что на следующий год между двумя звездами Венецианского фестиваля состоится оскароносная борьба в номинации: лучшая актриса.
Наконец, фильм, получивший половину самых высоких оценок критиков: «Кит», возвращаемый на Лидо после неурожайных лет Даррена Аронофски. Основанный на пьесе Сэмюэля Д. Хантера, который также написал сценарий к фильму, это, прежде всего, прекрасное возвращение в кино после долгого перерыва сенсационного Брендана Фрейзера, когда-то звезды «Мумии». Сценарист, присутствовавший на Lido, сказал, что создал своего героя «на личном опыте набора веса и депрессии в прошлые годы».
– У меня есть история самолечения едой и история депрессии. Раньше я был гораздо больше, чем сейчас. Кроме того, я был геем в фундаменталистской религиозной средней школе, что было непросто. Я боялся это писать. «Когда я начал работать, я решил, что лучше сделать героем человека, который твердо верит в добро человека», — сказал Хантер на конференции. Такой титульный «кит» в исполнении Фрейзера весом более 300 кг скрывается от людей.
Актер играет роль одинокого учителя, который «заедает» собственные несчастья и вообще не выходит из дома, и при этом пытается восстановить отношения с дочерью, которую не видят годами. Его брак распался, когда он понял, что он гей, и он все время чувствует себя виноватым.
Критики уже выбирают Фрейзера, забытого в последние годы кинематографом, потерявшим свои молодые качества и стройную фигуру, одним из фаворитов Оскара в следующем году.
Тимоти Шаламе и давно никого
Следом за Каннами многолетний директор венецианского мероприятия Альберто Барбера годами добивался присутствия голливудских звезд на Лидо. В этом году даже Пенелопа Крус и Кейт Бланшетт не вызвали безумие, сопровождавшее появление 27-летней звезды очередного фильма Луки Гуаданьино «Кости и все».
Тимоти Шаламе, впервые получивший огромную популярность благодаря “Тим дням, тем ночам” того же режиссера, а недавно “Дюни” Дэнни Вильнева, появился на премьере в смелом наряде, полностью открывавшем спину и плечи. За этот кроваво-красный, который должен подмигнуть глазам героям фильма Гуаданьино, которые оказались каннибалами. Дикие толпы, собравшиеся юной звездой на свою премьеру, требовали даже вмешательства итальянских карабинеров, что на Лидо встречается крайне редко.
«Кости и все» — совсем другой Гуаданьино, чем тот из мелодраматического «Тих дней…». В фильме «Кости и все» мы получаем историю о паре каннибалов, путешествующих по американскому Среднему Западу. Но итальянский режиссер не был бы собой, если бы не показал их историю как исследование характеров двух людей, чьи желания не сбудутся. Хотя в совершенно иной конвенции, как всегда, Гуаданьино обращается вокруг тем, которые ему больше всего нравятся: восхищение молодостью и телом, подводные камни подросткового возраста и, наконец, тема исключения «других», которые не вписываются в норму.
Перед зрителями, в частности, запланированы на последний день конкурсных показов «Блондинка» Эндрю Доминика и «Сын» лауреата премии «Оскар» Флориана Целлера.
“Экран Daily”, “Варьете”, tvn24.pl
Основной источник фото: PAP/EPA, мат. пресс-релизы