В три пятницы поляки сократили расходы на текущие покупки – это на 20 процентных пунктов больше, чем в 2021 году, – говорится в исследовании «Актуальные потребительские настроения. На чем поляки экономят? Более четверти респондентов заявляют о сокращении расходов на 10-15 процентов. В основном экономят на одежде, сладостях и алкоголе.
От опроса UCE Research и Blix Group до циклического отчета Текущие настроения потребителей. На чем экономят поляки? показывает, что его расходы ограничены на 60 процентов. поляков 26,3 проц респондентов не экономит на покупках, а 5,2 проц. респонденты не обращают на это внимания.
Польская затяжка ремня
По словам авторов отчета, результаты опроса свидетельствуют о том, что положение многих людей в третьем квартале этого года значительно ухудшилось по сравнению с третьим кварталом 2021 года. – Тогда 40,9 процента респондентов заявили, что экономят на повседневных покупках, 45,5 процента отрицали, а 5,1 процента не обращали на это внимания, – напомнил главный экономист Blix Group Кшиштоф Лучак. Он добавил, что группа сокращающих свои расходы выросла почти на 20 п.п. и уже превышает группу тех, кто не затягивает пояса.
По мнению эксперта, высокая инфляция и повышение процентных ставок привели к тому, что люди, которые до сих пор были уверены в финансах, начали чувствовать ухудшение ситуации. – Увеличение кредитных платежей, иногда вдвое превышая текущие выплаты, заставляет даже высокооплачиваемых сокращать расходы. Такое внезапное изменение потребительских настроений свидетельствует о волнении за осень и следующий год, – отметил он. Он добавил, что многое будет зависеть от цен на энергоносители и продовольствие на мировых рынках.
Исследование показывает, что женщины чаще сокращают текущие расходы, чем мужчины (64,4% против 55,2% соответственно). О сбережениях чаще заявляют люди в возрасте 36-55 лет (62,2% этой возрастной группы), чистый месячный доход от 1000 до 2999 злотых (63,2%) и жители городов с населением 50 тыс. и более. до 99 тыс. жителей (62,7%).
Марцин Ленкевич из Blix Group отметил, что женщины чаще мужчин отвечают за покупки в домохозяйствах и поэтому могут постоянно наблюдать повышение в магазинах. – Женщины также больше заботятся о семейном бюджете. Наши анализы показывают, что сейчас 70 процентов женщин пользуются акциями и создают списки покупок, что помогает им экономить, – отметила эксперт.
«Это дороже, чем год назад»
Главной причиной сокращения расходов респонденты назвали рекордные цены на товары повседневного спроса. – Это дороже, чем год назад или в годы пандемии. Кроме того, на решение о сбережениях влияет сообщение в средствах массовой информации об увеличении топлива и угля, в частности, – объяснил Ленкевич. Он добавил, что поляки также начинают затягивать пояса во время отпускных поездок.
Еще один повод экономить на повседневных расходах – опасение ухудшения экономической ситуации. На это указали 17,4 процента. респондентов (в ІІІ квартале прошлого года – 42,7%). На 12,4 проц. по опрошенным основной причиной сокращения затрат является отсутствие сбережений.
По словам главного экономиста Blix Group, сильный страх перед ухудшением ситуации понятен в свете информации о состоянии экономики, рыночных предложениях, валютах или войне в Украине. – Сама инфляция не была такой уже четверть века и за последний год выросла на 10 процентных пунктов. Люди боятся думать о том, что будет дальше. Нехватка сбережений также не удивляет, ведь многим людям пришлось потянуться за ними уже в начале пандемии, например, потеряв бизнес или работу, – сказал Лучак.
На чем экономят поляки?
По данным опроса, более 27 проц. респондентов заявляют о сокращении издержек в пределах 10-15 процентов. Сокращение расходов на 15-20% Задекларировано 20,7 проц. респондентов, а 20,3 проц. указанные сокращения на 5-10 процентов.
Чаще поляки экономят на одежде (46,9% ответов), сладостях и закусках (44,5%) и алкогольных напитках (40%). 35,8 процента респондентов заявили о сокращении расходов на бытовую технику, а каждый третий – на косметику.
Опрос был проведен с помощью метода CAWI (Computer Assisted Web Interview) UCE Reaserch и Blix Group на выборке из 1034 поляков в возрасте 18-80 лет, репрезентативных по полу, возрасту, размеру города, доходам, образованию и региону.
Основной источник фото: Shutterstock